Консультация для родителей «Развитие речи у дошкольников»
Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисгармонии и дислексии. Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, - ребенок умеет писать и читать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка? ( На эти и другие вопросы родители могут найти ответы в программе для детских садов «Из детства в отрочество»).
Опыт работы показывает: взаимодействие детского сада и
семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Так
как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопеды, воспитатели) и
родители действуют согласованно. Однако подобное согласованное взаимодействие
не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов. В
процессе, которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются
к проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании). Участие семей
в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на
этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том,
что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов
без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование
речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.
1. следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В
последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в
развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
2. если родителей что-то беспокоит в речевом развитии
ребенка, не надо боятся обращаться за консультацией к специалистам. У нас
обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в основном тогда,
когда ему исполняется 5 лет, т. к. становление речи завершается примерно к
этому возрасту. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически
никто не вмешивается в этот процесс, не бьёт тревогу. Когда же речь устоялась
(вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать
правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать,
когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему
разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом
предупреждению возможных расстройств речи ( возрастных и некоторых
патологических).
3. нельзя сводить проблему формирования речи к обучению
грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи - сложный
процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать (и писать - хотя
бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать стихи как минимум.
Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже
писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного
внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение
ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и
письмо-только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок
овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и
письмо - сложные навыки, которые требуют о т ребенка определенного уровня
развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и
письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха
и т.п. овладение грамотой - не самоцель, это определенный этап речевого
развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую
работу по речевому и языковому развитию детей.
4. необходимо весьма осторожно относится к раннему введению
иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или
речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы
приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по
некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде
всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в
своем арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному
языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и
начинаются трудности.
Предлагаемая методика по развитию речи:
-учитывает состояние речевого развития детей на современном
этапе;
-ориентируется в первую очередь на индивидуальные
особенности развития речи ребенка, а не только возрастные;
-активно использует
педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и
предупреждать речевые отклонения;
-охватывает все стороны
речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь;
-рассматривает
обучение грамоте не как самостоятельную методику, а как часть системы по
развитию речи ребенка, являющуюся естественным её продолжением; -тесно
взаимосвязана с другими видами жизнедеятельности ребенка;
-опирается на помощь
родителей в вопросах развития речи детей.
Перед ДОУ и семьей стоят единые задачи развития детей,
отличаются лишь пути их реализации. Воспитатели объясняют родителям, что их
участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра
или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. - это неотъемлемая часть
сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы,
то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их
ребенок.
Дефицит общения - проблема развития речи детей
Не стоит забывать, что речь дети усваивают на подражательном уровне, поэтому взрослым необходимо следить за своей речью, быть для ребёнка примером (исключить из речи жаргонные словечки, не сюсюкать, правильно и чётко говорить).
Монологическая речь более сложная и в большей степени произвольная. Говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь - это организованный и относительно развернутый вид речи. Владение связной монологической речью - одна из центральных задач речевого развития детей.
У детей в период дошкольного детства необходимо развивать и совершенствовать все стороны речи (грамматическую, лексическую, фонетическую, связную). Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.
Развивать речь необходимо в игровой форме и делать это можно где угодно, не затрачивая на это много времени. Например: по дороге домой, в магазин, детский сад, на кухне при приготовлении еды, на даче, в транспорте и т.д.
При работе по развитию речи можно использовать следующие
игры:
1. Игра «Отгадай, на что я смотрю? »
Ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предмет для описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет.
2. Игра «К чему относится?»
Взрослый называет какой-либо предмет, а
ребенок называет обобщающее понятие, к которому этот предмет относится.
Например: заяц - животное, карась - рыба,
диван - мебель и т.д.
Цель игры - научить детей задавать
вопрос: «Почему? » и отвечать на него, используя союз « .. .потому что ».
Комментариев нет:
Отправить комментарий